-
И почему же все-таки вы предпочли не такую уж шикарную и обеспеченную Москву
богатому и независимому Альбиону?
- Прежде всего хочу сказать,
почему я покинул Грузию. Вы прекрасно, наверное, знаете, какова сегодняшняя
социально-экономическая и политическая ситуация в моей стране. Время, когда
люди озабочены решением тяжелейших бытовых проблем, отражается на искусстве.
Творчество в Грузии сейчас еле выживает, а я, естественно, мечтал о расширении
своего профессионального диапазона.
Я много слышал о «Новой
опере», всегда мечтал петь на сцене этого театра. Евгений Колобов, признанный
одним из лучших дирижеров мира, всегда добивается высочайшего исполнительского
уровня. Замечательная труппа, великолепное здание, подаренное театру мэром
Москвы, — все вызывало горячее желание работать именно здесь.
- И вы не боялись конкуренции?
Наверное, в Батумском театре она была меньше, чем в блестящей московской
труппе?
- Отнюдь нет. Не забывайте,
что в Грузии вокальная школа не ниже, чем в России. У каждого грузина в
крови многоголосие, и даже плохой певец обладает хорошим голосом. Глава
Аджарии Аслан Абашидзе по-настоящему заботится о сохранении духовного потенциала
нации. В Батуми работает единственный в мире детский оперный театр, недавно
поставивший «Турандот» Пуччини. Правда, я не очень хорошо отношусь к подобным
экспериментам. Мне кажется, что дети не должны петь взрослые произведения,
они еще не готовы к этому. К тому же композиторы вкладывают в свою музыку
сложную драматургию. И как ребенок может выдержать, например, драматическую
насыщенность сложной арии Калафа в той же «Турандот»?
- Ну ладно, правительство
республики поддерживает музыкальное искусство. А общая ситуация в стране
разве не сказывается на его уровне?
- Конечно. К сожалению,
уходит в прошлое эпоха грузинской оперы. В 40 — 60-е годы прошлого века
в тбилисскую консерваторию приезжало много итальянских педагогов. А в Италии
стажировались крупнейшие грузинские вокалисты — Нодар Андгуладзе, Зураб
Анджапаридзе, Зураб Соткилава, Маквала Касрашвили и другие. Благодаря этому
и тому, что наша страна находится в аналогичной Италии климатической зоне,
в Грузии царила «итальянская» вокальная школа. Но сейчас, когда талантливые
люди вынуждены покидать страну, это отражается и на уровне искусства.
- Вы, естественно, тоже
поклонник итальянской вокальной школы?
- Я все время стараюсь
петь в этой манере и считаю ее самой верной. Каждая музыка — италь янская,
русская, немецкая, французская — своеобразна. Но итальянская очень похожа
по темпераменту на грузинскую. Поэтому наш великий композитор Захария Палиашвили
написал оперу «Абессалом и Этери» на итальянской основе, но в духе грузинского
мелизма.
- Итак, вы выбрали «Новую
оперу»...
- В мае прошлого года состоялось
трехтурное прослушивание. В первом туре участвовало свыше 80 певцов. Из
них отобрали десять человек, и только я один сразу же после этого был зачислен
солистом в труппу. Конечно, это было огромной победой.
- Сейчас не жалеете о своем
выборе?
- Наоборот! Москва стала
моим любимым городом. Здесь замечательные люди и огромные творческие возможности.
Выбирая между оперным театром в английском Ньюпорте и театром Колобова,
я предпочел последний еще и потому, что в Москве все родное, да и масштабы
другие.
- Что вы сейчас поете?
- У нас очень обширный
репертуар. И Колобов, и его заместитель режиссер Валерий Раку, и главный
хормейстер Наталья Попович стараются обеспечить высочайший уровень постановок.
В нашем театре ставятся уникальные спектакли. Ведь еще в пору СССР Колобов
привозил из-за рубежа партитуры малоизвестных у нас опер и ставил их на
итальянском языке. Только в «Новой опере» поставили такие интереснейшие
спектакли, как, например, «Гамлет» и «Двое Фоскари» раннего Верди, «Мария
Стюарт» Доницетти , «Вали» Катталини. Моим дебютом был Герцог в «Риголетто»
Верди. Затем после-довали «Му зыкальный дивертисмент» Рос- сини, юбилейный
для театра спектакль «Брависсимо», составленный из разных произведений,
Синодал в «Демоне» Рубинштейна, Турриду в «Сельской чести» Москаньи.
- А сольной концертной
деятельностью занимаетесь?
- Конечно. Начало было
положено в Доме ученых, где в декабре прошлого года состоялся мой первый
сольный концерт в Москве. Потом были выступления в мэрии Москвы в рамках
Года культуры мира, объявленного ЮНЕСКО, участие в юбилейных благотворительных
концертах театра. Недавно с успехом выступал в Казахстане. Я пел двухчасовую
программу в Большом концертном зале университета. Зрители устроили овацию
и долго не отпускали меня со сцены. В этом году я получал приглашение петь
в Париже, Вене, Таллине. Но эти концерты не состоялись из-за нынешней российско-грузинской
визовой политики. Так как въездной визы в Россию у меня не было, то, выехав,
я не смог бы вернуться в Москву. Такое положение вещей очень мешает творческим
людям.
В ближайшее время намечаются гастроли в Чехию, где я буду выступать с Карловарским
оркестром. Рассматриваются другие интересные предложения. Совсем недавно
я снял клип, о чем мечтал давно. Совсем скоро его покажут по телевидению.
Я исполняю в нем песню «Be my love», которую когда-то блистательно пел Марио
Ланца. Записал диск с классическими песнями, романсами в современной оранжировке
и оперными ариями.
- У вас есть любимые арии
или романсы?
- Очень люблю романсы Рахманинова
и оперы Верди. Вообще симпатизирую верийскому направлению — музыке больших
переживаний и страстей. Как у Верди, Россини, Беллини, Леонкавалло, Вагнера,
Визе. Вообще исполнитель обязательно должен чувствовать композитора, сопереживать
его чувствам. Артуро Тосканини говорил про Марию Каллас, что она «имела
способность обливать каждую ноту кровью сердца». Именно поэтому и была гениальной
певицей. Я очень часто слушаю ее записи. Великим исполнителем был и Шаляпин,
обладавший колоссальным магнетизмом. Так что певец — это далеко не только
один голос.
- Если не ошибаюсь, вы
одновременно закончили два вуза — музыкальный и технический. И оба — с красным
дипломом. Вы колебались в выборе профессии?
- Я-то нет. Но родители
никогда не предполагали, что музыка станет для меня профессией, хотя я начал
петь на эстраде в 8 лет. Когда после окончания школы я решил заниматься
классическим пением, отец и мать воспротивились. Папа был уверен, что это
несерьезное занятие, в котором к тому же я, по его мнению, не смогу лидировать.
По его настоянию я и поступил в политехнический университет на специальность
«виноделие». Но с одним условием: он разрешит мне параллельно поступить
на следующий год в музыкальный вуз. В итоге музакадемию в Тбилиси по отделению
вокала я закончил одновременно с университетом.
- А что было потом?
- Еще на третьем курсе
академии меня пригласили петь в Батумский театр оперы и балета. А еще раньше
предоставили возможность делать авторскую программу «Тенор» о классической
музыке на телевидении.
|