ОН СДЕЛАЛ ВЫБОР
Уже в шестой раз в Москве прошла «Романсиада» открытый конкурс молодых исполнителей романса. «Чтобы романс не умер, его должны петь молодые», - так считает искусствовед, заслуженная артистка России Галина Преображенская, одна из учредителей конкурса. И на конкурсе пели только молодые, да пели так, что уважаемое жюри, как и зрители, не могло сдерживать восхищения и провожало исполнителей долгими аплодисментами.

Среди участников конкурса был Давид Гвинианидзе, отмеченный первой премией и теплыми поздравлениями Нани Брегвадзе и Николая Баскова.

Мог ли профессор Кутаисского Политехнического института представить, что его любимому сыну Давиду будут аплодировать на московской сцене? Вряд ли. Строгая Эльза Гвинианидзе, кандидат медицинских наук, воспитывала детей в послушании и уважении к христианским заповедям и традициям, а отец Темур видел сына специалистом виноделия и с детства учил его, как ухаживать за виноградной лозой, когда и как собирать урожай, чтобы сочные грозди превратить в вино, сохраняя их нежный аромат. Волю отца Давид выполнил - успешно закончил факультет виноделия политехнического института. Но виноделие не стало смыслом его жизни - музыка и пение с детства владели его душой и сердцем.

- Когда на пластинке проигрывателя начинал звучать голос Сергея Лемешева - этот фантастически душевный и теплый голос, - я слушал его словно зачарованный, забывая обо всем. Лемешев стал моим первым оперным кумиром. За прослушиванием пластинок я мог проводить часы. Постепенно собралась большая фонотека, я познакомился с творчеством многих оперных знаменитостей и стал страстным поклонником еще одного выдающегося тенора, непревзойденного Отелло - итальянца Марио дель Монако.

Пел Давид с детства, хотя родители и не придавали этому большого значения. Но когда после первого курса института Давида приняли в Тбилисскую музыкальную академию имени Заха-рия Палиашвили на кафедру сольного пения к профессору ГС. Шацковой, поняли - намерения у сына серьезные.

Творческая судьба певца начала складываться рано и достаточно успешно. Уже на третьем курсе Давида приглашают солистом в Батумский театр оперы и балета, где он поет партию Альфреда в «Травиате», ведущие партии в операх грузинских композиторов. Пригодилась коллекция оперных записей (кстати, он продолжает ее собирать до сих пор). Еще будучи студентом, ведет на грузинском телевидении авторскую передачу «Тенор», в которой рассказывает о классической музыке, оперных «звездах», композиторах, спектаклях. Передачу смотрят в Тбилиси, Батуми, Кутаиси, показывают по спутниковому телевидению. Давид становится известным. Он стремится в Москву.

- Я понимал, что нужно расти, расширять творческое общение, накапливать репертуар, пробовать себя и в опере, и в сольных концертах, а такие возможности могли дать только крупные оперные центры.

В мае 2000 года, узнав о прослушивании певцов в столичном театре «Новая опера», певец без всяких рекомендаций отправился к художественному руководителю театра Евгению Колобову. Тогда Давид еще не очень хорошо владел русским языком и ему легче давались итальянские вокальные произведения. Но для исполнения выбрал арию Ленского из репертуара своего любимого певца Сергея Лемешева и плач Федерико из оперы «Арлезианка». «Мне кажется, я никогда так не пел, это был мой звездный час».

Уже после первого тура юношу приняли в труппу «Новой оперы». Началась бурная столичная жизнь - репетиции, подготовка новых партий, концерты, занятия с учениками... Давид пел Синодала в «Демоне», Арлекина в «Паяцах», оперные партии в дивертисментах «Брависсимо», «Вива, Верди». Мечтал о партиях Альфреда, Радамеса, Ленского, Отелло. Кроме того, Давид начал активную концертную деятельность. Первый сольный концерт в Доме ученых принес успех. А потом и другие престижные площадки столицы: Музей имени А.С. Пушкина и музей Л.Н. Толстого, залы Госдумы и Мэрии, Оперный дом в Царицыне. Позднее состоялся творческий вечер певца в ЦДРИ, где была представлена концертная программа «Воспеваю любовь», благотворительные выступления». И везде - успех, новые предложения гастролей по России и другим странам.

Такому успеху немало способствовало особое отношение Давида к камерной музыке, к романсу. «Романс, - говорит он, - это совершенно особый жанр, когда остаешься один на один с публикой и должен не только показать вокальное мастерство, но и создать совершенную драматургическую форму, и все это за три минуты. Это достаточно сложно, и не каждому певцу удается раскрыть всю поэтическую и эмоциональную глубину романса. Я очень люблю романсы, постоянно пою их в концертах, и, судя по реакции зала, что-то мне удается».

Наверное, поэтому он и оказался среди участников «Романсиады-2002», которая принесла такую серьезную творческую победу. До этого в Центре славянской музыки проходил фестиваль «Белая сирень», посвященный Рахманинову, любимому композитору Давида. В репертуаре певца было уже более двадцати его романсов. Давид исполнял на фестивале вместе с оркестром «Боян» под управлением Н.И. Полетаева романсы «Не верь мне, друг», «Весенние воды», «Не пой, красавица, при мне». Выступление слушала Галина Преображенская, оно ей понравилось, и она пригласила Давида принять участие в «Романсиаде».

От «Романсиады» у Давида остались самые яркие впечатления. Переполненный Колонный зал Дома союзов, над сценой - флаги Грузии, России, Армении, Казахстана, Белоруссии, Эстонии, Украины и даже Китая -стран, чьи певцы приняли участие в конкурсе. Блистательное жюри: Алла Баянова, Александр Ведерников, Николай Сличенко, Николай Басков, Нани Брегвадзе, Карина Лисициан... Многочисленные приветствия от выдающихся деятелей культуры, политиков. Исполнители - один лучше другого. А разве можно забыть дуэт с замечательной певицей Нани Брегвадзе, когда на гала-концерте после вручения награды они вместе с Давидом спели «Я вас любил». Кстати, вручая диплом, Нани отметила, что участников «Романсиады» было много и у каждого из них лучше звучал один из романсов -классический или городской, - а у Гви-нианидзе хорошо прозвучали оба. И конечно, незабываемы слова члена жюри Николая Баскова - участника и призера самой первой «Романсиады», а ныне заслуженного артиста России, солиста Большого театра: «Что до моего выборагто очень понравился Давид Гвинианидзе из Грузии. Во-первых, он тенор - это мне, тенору, уже приятно. Во-вторых, тембр очень красивый. А к красивому голосу не могу оставаться равнодушным».

Но интрига заключается в том, что весь этот праздник для Гвинианидзе мог и не состояться. За неделю до «Романсиады», в рамках проекта «Парад теноров», который возглавляет Владислав Пьявко, Давид вместе с другими артистами был приглашен на Дни независимости Казахстана. Заключительный концерт проходил в Конгресс-холле столицы Казахстана в присутствии президента Нурсултана Назарбаева. На следующий день артисты отправлялись в Москву, но... обратного рейса в тот день не оказалось. Улетать пришлось в день открытия «Романсиады».

В Шереметьеве приземлились в полдень, когда в Колонном зале началась церемония открытия.

— «Успею - не успею?» - все время крутилось в голове, пока я мчался на такси в Москву, попутно распеваясь. За кулисы сцены влетел со всем своим багажом в тот момент, когда Галина Преображенская уже объявляла, что Гвинианидзе не смог приехать и поэтому из конкурса выбывает. И тут она увидела меня... Все-таки успел! Я был в таком напряжении, столько ушло нервов, что, выходя на сцену, уже не волновался. Спел романс Рахманинова «Я опять одинок» и Шереметьева «Я вас любил» и услышал, как Николай Басков из жюри громко кричит «браво!». Эта «Ро-мансиада» останется в памяти как одно из чудес в моей жизни.

(слева направо)

аккомпаниатор Лариса Геворкизова,

Вера Лемешева-Кудрявцева,

Давид Гвинианидзе


С Николаем Басковым Давид познакомился еще раньше во время съемок клипов в студии. Басков снимал клип «Яблони в цвету», а Давид - песню Владимира Мигули «Первое апреля». Был сделан клип и на любимую песню Давида «Be my love». Конечно, после Марио Ланца, который прославил эту песню, вошедшую в репертуар всех великих теноров мира, исполнять ее непросто. Но Давид сумел вдохнуть новое звучание. Вообще, его голос удивительно гармонирует с итальянской музыкой, наверное, поэтому в репертуаре так много партий из итальянских опер - Альфред («Травиата» Дж. Верди), кстати, его дипломная работа в консерватории, Турриду («Сельская честь» П. Масканьи), Герцог («Риголетто» Дж. Верди), Макдуф («Макбет» Дж. Верди) и неаполитанских песен.

Но жизнь артиста не ограничивается только миром искусства. Он является секретарем творческого совета европейского Дома детского международного сотрудничества. Вместе с единомышленниками создал благотворительный фонд творческих инициатив «Таланты мира».

- Молодые артисты, как правило, нуждаются в финансовой и организационной поддержке. Кто-то должен организовывать концерты, подыскивать помещение, наконец, оплачивать его. Через фонд и его спонсоров мы постараемся это делать.

Сегодня у Гвинианидзе много приглашений на различные сценические площадки. Состоится его первое выступление в театре «Геликон-опера», где он исполнит партию Альфреда в «Летучей мыши». Приглашен на Собиновский фестиваль в Саратов, на фестиваль в Словению... Предстоит очень насыщенная работа над новым репертуаром.

— Вы хотите быть знаменитым, повторить успех Лемешева, Атлантова или кого-то другого? - спросила я у Давида.

— Я хочу быть самим собой. Величайшего тенора Беньямино Джильи часто называли приемником не менее великого Карузо, а он отвечал, что не хочет быть вторым Карузо, а хочет быть первым Джильи. И, наверное, поэтому был неповторим. Я хочу быть Давидом Гвинианидзе и сказать свое слово в искусстве.

— Вся ваша жизнь - постоянный напряженный труд. Остается ли время на праздники? Какой из них вы любите больше всего?

- Праздники - самое «горячее» время для артиста: он наиболее востребован. Мой любимый праздник -Новый год, новый отсчет времени. И, конечно, Рождество. В нашей семье особенно чтились христианские праздники, и я верю, что Бог мне помогает.

Нинель МАТВИЕВСКАЯ
"Клуб" 5 мая 2003 года
Используются технологии uCoz