НОВАЯ СТАРАЯ ОПЕРА


- Вы были солистом Театра оперы и балета в Батуми, но стремились в Москву. Неужели в Грузии вокальная школа хуже, чем в России?
- Конечно, нет. У каждого грузина, можно сказать, в крови многоголосие, и почти каждый обладает музыкальным голосом. Более того, в Грузии прекрасные педагоги, дирижеры и музыканты. Но сложные социально-политические проблемы в стране не способствуют развитию искусства. Скорее наоборот. Можетбыть, поэтому уходит в прошлое целая эпоха грузинской оперы. Ведь еще в середине прошлого века в Тбилисской консерватории работало много итальянских педагогов. А в Италии стажировались ведущие грузинские певцы - Нодар Андгуладзе, Зураб Анджапаридзе, Зураб Соткилава, Маквала Касрашвили.Сейчас ситуация другая. Многие талантливые люди вынуждены
уезжать за рубеж, что, естественно, отражается и на уровне развития грузинской оперы.

- Но вы тоже предпочли московскую «Новую оперу» Батумскому театру?
- Я много слышал об этом театре, о его дирижере Евгении Колобове, признанном во всем мире, создавшем в этом театре высочайший исполнительский уровень. Здесь замечательная труппа, прекрасное здание, подаренное мэром Москвы... И вот в мае прошлого года я приехал на прослушивание в «Новую оперу». В первом туре участвовали свыше 80 певцов. Из них было отобрано десять человек, и только я один сразу же был зачислен солистом в труппу. Конечно, это была огромная победа в моей жизни.

- Что вы исполняете в театре?
- Здесь обширный репертуар. Дирижер Евгений Колобов, его заместитель, режиссер Валерий Раку, главный хормейстер Наталья Попович ставят уникальные спектакли. Ведь еще в эпоху СССР Колобов привозил партитуры опер из-за рубежа, ставил их на итальянском языке. Здесь были созданы такие шедевры, как, например, «Гамлет», «Двое Фоскари» раннего Верди, «Мария Стюарт» Доницетти, «Вали» Катталини.
Моей первой партией в театре был Герцог в «Риголетто» Верди. Затем последовали «Музыкальный дивертисмент» Россини, юбилейный для театра спектакль «Брависсимо», составленный из разных произведений, Синодал в «Демоне» Рубинштейна, Турриду в «Сельской чести».

- А сольной концертной деятельностью вы не занимаетесь?
- Занимаюсь практически параллельно с работой в «Новой опере». В прошлом году в декабре состоялся мой первый в Москве сольный концерт. Недавно прошли концерты в Казахстане. Прекрасное впечатление от гастролей было подкреплено их отличной организацией.
В этом году я получал приглашения петь в Париже, Вене, Таллине. Но все эти концерты не состоялись из-за нынешней российско--грузинской визовой политики. Так как въездной визы в Россию у меня не было, то, выехав во Францию, я не смог бы вернуться в Москву. Эта система очень мешает развитию процесса творческого общения музыкальных коллективов разных стран.
В ближайшее время намечаются гастроли в Чехии, где я буду выступать с Карловарским оркестром. Сбылась моя мечта - совсем недавно мы сняли клип, который скоро будет демонстрироваться на телеканалах. Я исполняю в нем современную песню «Be my love», прославленную голосом Марио Ланца. Записан диск, куда вошли классические песни, романсы в современнойаранжировке, оперные арии.

- Что вам ближе - оперная или камерная музыка?
- Это совсем разные вещи. Исполняя романс, ты должен за три минуты сыграть целый спектакль. Там не скроешься за режиссурой, оркестром, декорациями. Поэтому не каждому оперному певцу удается исполнять камерную музыку, а я люблю этот жанр. Но это не значит, что мне меньше нравится оперная музыка. Это масштабное искусство с другими параметрами. Я люблю, к примеру, и романсы Рахманинова, и оперы Верди. Вообще симпатизирую верийскому направлению - музыке больших переживаний и неимоверных страстей простого народа. В опере это - Россини, Беллини, Леонкавалло, Вагнер, Бизе, скончавшийся от переживаний после освистанной зрителями премьеры «Кармен».
Вообще исполнитель должен сопереживать чувствам композитора. Как говорил Артуро Тосканини про Марию Каллас, она «имела способность обливать каждую ноту кровью сердца». Именно потому и была гениальной певицей, создавшей эпоху в оперном пении. Гениальным исполнителем был и Федор Шаляпин, обладавший не только прекрасным голосом, но и каким-то необычным магнетизмом, который притягивал к себе людей.

- А кто ваши любимые теноры? Подражаете ли вы кому-либо?
- Никогда и никому не подражать - таково мое кредо. Я очень люблю Лучано Паваротти. У него потрясающая вокальная манера. Он довел свой голос до совершенства, и понять его секрет владения голосом просто невозможно. Настоящим певцом и актером был Марио дель Монако, отдававший всего себя сцене... В общем, все это богатейшее мировое наследие, тот неиссякаемый источник, из которого до сих пор черпают мастерство музыканты и дирижеры.

Нинель Щербина.
Используются технологии uCoz