Рожденный

среди

виноградников

 

 

Давид Гвинианидзе родился в Кутаиси в 1977 году. Его необычайная музыкальная одаренность проявилась рано - уже в 8 лет он выступал на сцене. А два года назад благодаря своему красивому тенору, ярким музыкальным и сценическим данным Давид был принят в труппу московского театра "Новая опера", где занял достойное место среди солистов. Сегодня певец исполняет партии Барбариго, герцога Мантуанского ("Двое Фоскари" и "Риголетто" Верди), Демона (в одноименной опере Рубинштейна), Берендея ("Снегурочка" Римского-Корсакова), Туридду ("Сельская честь" Масканьи), а также теноровые партии в "музыкальном действе" "Брависсимо". Много выступает на концертных площадках Москвы с ариями из опер, камерной вокальной классикой.

 

 

Первый клип
Впервые я услышала его 23 июня 2000 года в стенах театра "Новая опера". Но не на сцене, а в небольшой комнатке, где не было ничего, кроме фортепиано. Только-только приехав в Москву, он еще не имел своего угла, бедствовал и вынужден был давать уроки вокала. Я привела к нему свою семилетнюю дочь. Давид спел для нас "О, мое солнце!" на итальянском языке. Сколько раз потом я слышала эту песню в его исполнении, но первое впечатление не забудется никогда!
Написать о неизвестном тогда широкой публике молодом певце захотелось сразу, но надо было посмотреть, как к нему отнесется более искушенная аудитория. Теперь у меня не осталось ни малейших сомнений, а миллионы телезрителей наверняка запомнили трудное для произношения имя, посмотрев первый клип Давида, снятый в начале августа прошлого года.
Песню "Be my love", которую исполнял Давид, пели практически все великие теноры, в том числе Владимир Атлантов и Пласидо До-минго, но открыл и прославил ее Марио Ланца. Легендарный Арту-ро Тосканини, услышав впервые его пение, воскликнул: "Это величайший голос XX века!"
Назовут ли со временем Давида Гвинианидзе "соловьем XXI века", покажет время. Но уже сейчас есть люди, которые не сомневаются в этом. Запись знаменитого клипа помогла организовать Марина Мигуля, вдова известного композитора, у которого начинал работать Сергей Миклашевский. Именно он сделал замечательную аранжировку песни "Be my love", записанную певцом за два дня. 18 августа прошлого года, в день рождения Владимира Мигули, Марина представила слушателям радио "Говорит Москва" в исполнении Давида Гвинианидзе красивую песню "Первое апреля". А 26 августа 2001 года состоялся прямой эфир уже с самим певцом.

"Гвино" по-грузински - вино

Судьба этого совсем молодого человека удивительна. Казалось, ему на роду было написано стать виноделом. И его фамилия, и желание родителей, и полученное образование - все вело к этому. А стал он оперным певцом. После первого же выступления в Москве поклонники, стоя в очереди за автографом, переспрашивали: "Как ваша фамилия?" На что он, смеясь, произносил по слогам: "Гви-ни-а-нид-зе" - и объяснял, что "гвино" по-грузински значит "вино".
Родившись среди виноградников, где практически каждый хотя бы однажды принимал участие в процессе приготовления вина, Давид еще ребенком приобщился к этому искусству. Ухаживал за лозой, вместе с другими собирал урожай, давил ногами сочные виноградные гроздья, разливал получившееся вино в сосуды. Говоря о вине с видом знатока, Давид признался, однако, что выпивать не любит. Исключение делает лишь для хорошего домашнего вина, которое есть в каждой грузинской семье.
Как выкорчевывали на его родине виноградники во время антиалкогольной кампании Лигачева, Давид не помнит (был тогда еще слишком мал), знает лишь, что из 250 сортов винограда в Грузии сохранилась едва ли половина. Зато никогда не забудет, как веселились поступавшие вместе с ним абитуриенты, услышав, что на факультет виноделия Политехнического университета принят Гвинианидзе. Все удивлялись этому совпадению. Сдав с блеском вступительные экзамены и окончив с "красным" дипломом один из самых престижных и популярных в Грузии факультетов, Давид выполнил волю отца. Однако, научившись делать вино, Гвинианидзе предпочел опьянять людей голосом.
"Я вышел на улицу и орал от счастья"
Уже после первого курса политехнического Давид поступил в консерваторию и вскоре стал ведущим авторской телепередачи "Тенор", в которой рассказывал о классической музыке, оперных звездах, композиторах, музыкальных спектаклях. Два с половиной года передачу могли видеть телезрители Кутаиси, Батуми, Тбилиси, показывали ее и по спутниковому телевидению.
Дебют Гвинианидзе-певца состоялся в оперном театре Батуми, куда его, еще студентом третьего курса консерватории, пригласили на роль Альфреда в опере "Травиата" Верди. Разумеется, пел он и в грузинских оперных спектаклях. Работалось, в общем-то, хорошо, но гастролей почти не было, как не было и больших возможностей для карьеры. Правда, услышав однажды голос Давида, англичане пригласили его поработать в оперном театре города Ньюпорт. Но он отказался и выбрал Москву, куда приехал на прослушивание в "Новую оперу". После исполнения арии Ленского члены жюри были покорены талантом двадцатидвухлетнего певца и попросили спеть еще. Плач Федерико из оперы Чилеа "Арлезианка" решил его судьбу: Гвинианидзе был принят солистом в труппу театра, минуя второй тур конкурса.
- Это была огромная победа. Я просто летал. Вышел на улицу и безумным голосом орал от счастья... Я очень люблю наш театр, в нем замечательные, великолепные музыканты, в основном молодежь. Евгений Колобов, художественный руководитель театра, признан одним из ведущих дирижеров XX века. Работать с такими людьми, как он, как другие, - счастье и удовольствие.
Давид мечтает спеть весь теноровый репертуар, в том числе одолеть такие оперные вершины, как Отелло, Радомес, Хозе. Хотя он любит грузинскую, русскую, французскую, немецкую музыку, наиболее близка ему итальянская. Обожает оперы Верди, особенно гениальную, "очень хрупкую" "Травиату". По его мнению, оперный певец должен расти на итальянском репертуаре, поскольку опера родилась в Италии. Не случайно изумительный голос Гвинианидзе многие называют "итальянским".
Впервые москвичи смогли услышать Давида Гвинианидзе 2 ноября 2000 года в Центральном Доме работников искусств во время одного из благотворительных концертов, состоявшихся в рамках фестиваля "Новая опера" - Москве". Первый сольный концерт в Доме ученых Давид дал сразу после своего 23-летия - 6 декабря того же года и приобрел массу новых поклонников. После этого успеха последовали многочисленные приглашения выступить и в других престижных концертных залах столицы. Поэтому первый год в Москве, год становления, оказался для Гвинианидзе удачным и плодотворным. Счастливым для Давида стало премьерное выступление с Государственным московским симфоническим оркестром "Боян" на фестивале "Белая сирень", посвященном Рахманинову.
Прошлым летом уставший от обилия впечатлений певец поехал в Кутаиси. Но отдохнуть ему не удалось даже дома.
- Встречали меня очень хорошо. Что бы ты ни делал, все равно отчет даешь родине. Поэтому были и концерты с симфоническим оркестром, и телепередачи... Пришлось много времени отдать консерватории и музыкальному училищу имени Баланчивадзе, где меня попросили быть председателем приемной комиссии.
"Пой, как будто поднимаешь ноту с пола"
Он и в Москве совмещает службу в театре, большую концертную деятельность с работой с детьми. Теперь Гвинианидзе дает частные уроки уже не ради денег, а для души. Мне не раз доводилось наблюдать, как Давид учит пению маленьких детей, как общается с ними на понятном для них языке.
- Представь, что у тебя во рту большой шарик... Ты видела когда-нибудь пасть тигра или крокодила? Попробуй открыть рот так же широко, как они... Пой так, как будто ты поднимаешь ноту с пола и хочешь, чтобы она улетела ввысь... Не пой плоско... Молодец!.. Умница!..
Даже если в этих похвалах и есть доля преувеличения, они очень важны для ребенка, чтобы поверить в свои способности. Давид видит в своих учениках личность, уважает их, общается с ними на равных. И они обожают своего учителя, который больше чем учитель. Он их друг, и в этом напоминает свою маму. Пока он не стал подростком, она была очень строгой ("один ее взгляд говорил о многом и часто был наказанием"), но потом поменяла стиль общения и стала его другом. Поэтому свой первый творческий вечер Давид посвятил маме, оставившей ради семьи карьеру, уже написанные научные труды. Его мама - талантливый детский врач, тонко чувствующий душу ребенка. Она своего рода психолог, и это тоже искусство.
- Я, - говорит Давид, - учу детей тому, что иметь хороший голос -еще не значит быть певцом. Полноценному оперному исполнителю нужно уметь очень многое. Ты не должен петь "голые" ноты, это никому не интересно. Прежде всего, душа должна петь.

 

"Перед выступлением я захожу в храм"

- Хотя я люблю многих оперных певцов, мне хочется сказать свое слово в искусстве, ведь копирование чужого стиля - это гибель для артиста. Гениального тенора Беньямино Джильи называли "преемником Карузо", а он официально и очень громко заявил: "Я не хочу быть вторым Карузо, я хочу быть первым Джильи". И он действительно был неповторим.
Давида Гвинианидзе надо обязательно видеть на сцене, чтобы понять, как много ему дано: великолепный голос, артистизм, обаяние и удивительная для его возраста способность заставить наши души трепетать. Он умеет передать тончайшие оттенки человеческих чувств: от нежности до страсти, от романтической мечтательности и влюбленности до ненависти. А в жизни в нем причудливо соединяются доброжелательность, врожденная интеллигентность, потрясающая целеустремленность, здоровое честолюбие и какая-то незащищенность, доверчивость. Видимо, все это и помогает ему быть не только певцом, но и артистом.
Его назвали Давидом в честь деда, и ему очень нравится это красивое библейское имя, означающее в переводе с древнееврейского "любимый". Имя предопределило его судьбу. С детства он охотно пел всюду и для всех: дома, в гостях, в школе, в университете. Пел серенады для одноклассниц и, конечно, всегда пел и поет для друзей.
Свободно говорить и читать по-русски Давид начал не так давно. Он обожает Пушкина, но многого еще не успел прочитать - хронически не хватает времени. Кроме всего прочего, любит придумывать... новые кулинарные рецепты.
- Кулинария - это фантазия, понимаете? Если человек фантазер, он во всем фантазер. У нас в семье все готовят, и я очень люблю готовить. Конечно, люблю грузинскую кухню, но и русскую тоже. Могу и украинский борщ сварить, очень вкусный... В детстве я даже торты... (как это сказать?) пёк... Теперь же чаще приходится обходиться полуфабрикатами.
Аудитория его становится все больше, а он, как и положено настоящему артисту, волнуется всякий раз перед выходом на сцену.
- Я всегда перед выступлением хожу в храм и ставлю свечку. Я верю, что Бог всегда со мной, что Он мне поможет, и я хорошо спою. И после каждого успеха говорю Ему "спасибо".

Ирина Ахундова
Используются технологии uCoz